|
В сколь сильной
степени бездумье стало для человека второй натурой, видно хотя бы из
характера его обычных общений с окружающими людьми. Ведя разговор с
себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний
и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Он не имеет
больше ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от
него может потребоваться это свое.
Дух, порожденный обществом
разобщенных, предстает перед нами как постоянно крепнущая сила. У нас
складывается упрощенное представление о человеке. В других и в самих
себе мы ищем лишь прилежания труженика и согласны почти ничем не быть
сверх того.
С точки зрения несвободного существования и
разобщенности наиболее неблагоприятно сложились условия жизни
населения больших городов. Соответственно оно более подвержено угрозе
духовной деградации. Являлись ли крупные города когда-либо культурными
центрами в том смысле, что в них зарождался идеал человека,
поднявшегося до уровня духовной личности? Ныне, во всяком случае,
положение вещей таково, что подлинную культуру необходимо спасать от
духа растления, исходящего от больших городов и их жителей.
Мы
утрачиваем чувство родства со своим ближним и скатываемся таким
образом на путь антигуманности. Когда исчезает сознание, что любой
человек нам в какой-то мере небезразличен как человек, тогда
расшатываются устои культуры и этики. Регресс гуманности в этом случае
является лишь вопросом времени.
Всячески подчеркиваемые в
отношении незнакомых людей высокомерие и безучастность уже не
воспринимаются как проявления внутренней неотесанности и грубости, а
квалифицируются как светское поведение. Да и само наше общество
перестало признавать за всеми людьми, как таковыми, человеческую
ценность и человеческое достоинство. Определенная часть человечества
стала для нас человеческим материалом, вещами..............
|